Автор: Шон Уокер, специальный корреспондент The Guardian
Прослушать аудио версию статьи:
Леонид Геннадьевич Парфёнов — российский журналист, телеведущий, автор документальных циклов и медиа-авторитет, родился 26 января 1960 года в Череповце. В разные годы он был автором и ведущим программ «Намедни», продюсером НТВ, главным редактором русской версии Newsweek и автором больших документальных проектов о советской и российской истории.

Где он сейчас
После 2022 года Парфёнов вывел часть своей деятельности в интернет и эмигрировал из России: он записывает длинные аналитические выпуски на своём YouTube-канале (серия «#НМДНИ»), часть выпусков готовил и снимал вне РФ (в том числе в Тбилиси), а также проводит встречи-лектории и туры по городам за пределами России. В 2024–2025 годах у Парфёнова были публичные мероприятия и презентации книг в Европе и Северной Америке.
Читайте также: Где сейчас Андрей Макаревич в 2025?
Личная жизнь
Парфёнов женат на Елене Чекаловой с 1987 года; у пары есть дети. Некоторые члены семьи живут за рубежом (в том числе в Израиле), и в СМИ появлялись сообщения о семейных событиях (в том числе о рождении внуков).

Проекты, фильмы и медиапроекты сейчас
- YouTube-проект «#НМДНИ» — долгие тематические выпуски-обзоры года/феноменов, которые Парфёнов выпускает на своём канале; в выпусках 2022–2023 годов большая часть времени посвящена событиям, связанным с войной и последствиям внутри России.
- Документальные циклы и книги — Парфёнов остаётся автором исторических циклов (например, серии «Намедни» и больших исторических эссе), периодически выпускает обновлённые тома и материалы о недавней истории. В 2024–2025 годах он продолжал презентации новых томов и лекционные туры.
- Формат выступлений — помимо видеопроизводства, Парфёнов проводит живые встречи, лекции и презентации в разных странах (например, выступления в Канаде, Германии и др.).
Читайте также: Где сейчас Геннадий Корбан в 2025?

Критика и отношения с российскими властями / медиаинституциями
Парфёнов в разное время публично критиковал состояние российского телевидения и позиции крупных медиахолдингов, указывал на элементы пропаганды и нарастающий контроль. После 2014 и особенно после 2022 года его независимая риторика привела к тому, что он стал работать преимущественно в независимых и зарубежных медиапространствах — частично по причинам безопасности контента и возможных претензий регуляторов. Эксперты отмечают, что в общем тренде сужения независимой журналистики в РФ заметны случаи предупреждений и давления на публичных журналистов.
Парфёнов и война в Украине
- Парфёнов посвятил несколько больших выпусков своей программы событиям 2022–2023 годов; главный лейтмотив — анализ феноменов, связанных с войной, изменение общественной риторики и последствия для российского информационного поля. В одном из интервью он говорил о личных опасениях по поводу обвинений в «фейках» и о предупреждениях от регуляторов.
- Практически весь его аналитический контент последних лет — попытка осмыслить, какие социальные и культурные процессы запустило и усилило полномасштабное вторжение, а также как изменяется память о советском/российском прошлом в новых условиях.
Критические замечания к Парфёнову (кого и за что критикуют)
- За стиль «ностальгии» по прошлому. Некоторые критики отмечали, что проекты Парфёнова склонны к ностальгическим ретроспекциям советско-российской истории, что иногда интерпретируют как идеализацию определённых периодов.
- За выбор формата и источников. Как и многих популярных «епосников» истории, его упрекают в том, что формат больших синтезов упрощает сложные темы.
- Политический контекст. Его критика СМИ и властей вызывала противоречивые отклики: от похвалы за смелость до упрёков в якобы «неоднозначной» трактовке отдельных событий.
Три мнения экспертов (вкратце)
- Медийный аналитик (Wilson Center): культурные и медийные фигуры, которые остаются критическими по отношению к государственным нарративам, сейчас оказываются между ценой независимости и возможностью широкого вещания — многие переходят в онлайн-форматы и зарубежные площадки. Это помогает сохранить голос, но уменьшает влияние в тех аудиториях, где работает государственное ТВ.
- Исследователь пропаганды (Copernico / аналитические обзоры по российским СМИ): трансформация российской информационной среды после 2022 года подчёркивает растущее различие между государственными каналами и независимыми проектами; медийные авторы вроде Парфёнова воспринимаются как важные «мосты» к аудитории, но они в то же время оказываются под давлением цензуры и угроз.
- Эксперт по российскому телевидению (публикации и интервью): Парфёнов — фигура, которую многие коллеги и аналитики считают символом «журналистской школы» 1990–2000-х: яркий стиль, крупная форма повествования и готовность критиковать «бронзевшие» форматы. Такой профиль делает его и ценным для аудитории, и уязвимым в условиях усиления институционального контроля.
К чему это приводит — краткий вывод
Леонид Парфёнов — по-прежнему заметная фигура в медийном поле: он продолжает создавать большие документальные рассказы и аналитические видео, проводит публичные мероприятия за пределами РФ и остаётся важным голосом в обсуждении современной истории и роли медиа. В то же время его путь отражает общий тренд: независимая журналистика в российской медиасфере смещается в digitale и зарубежные площадки, где авторы могут сохранять свободу выражения, но платят потерей части традиционной аудитории внутри страны.
Источники
- Leonid Parfyonov — Wikipedia
- Meduza — #НМДНИ: выпуск про 2022 год
- Meduza — #НМДНИ: выпуск про 2023 год
- Анонсы туров и презентаций — Evennta (архив)
- Wilson Center — культура и война: влияние на артистов и медиа
- Art Buzz — анонсы выступлений (пример 2024)
- Биографический материал о семье и супруге
- The New Yorker — контекст медиа и критика
Добавить комментарий